Как известно, майя никуда не исчезли, не ушли и не улетели. Они до сих пор живут на той же территории, что и раньше, практикуя при этом древние верования, сохраняя традиции и наряды.
Ярким примером являются индейцы майя-цоциль, проживающие в муниципалитете Сан Хуан Чамула в мексиканском штате Чьяпас. Несмотря на то, что чамульцы именуют себя католиками, их «вера» — это гремучая смесь древних верований и христианства.
В главной церкви муниципалитета нет священников — вместо них работают целители «илоли» (которых ни в коем случае нельзя называть «шаманами», за это грозит штраф или физическое наказание), очищающие душу и тело. Здесь наказывают святых за то, что не помогли в трудную минуту. В эту церковь нельзя входить с покрытой головой, но при этом необходимо выпивать во время молитвы. В ней нет привычных скамеек и не проводят мессы, каждый молится своему святому, принося ему продукты, кока-колу и куриц для жертвоприношения. Внешне церквушка выглядит вполне безобидно, но стоит только войти внутрь, и вы попадаете в другой мир.
Заправляет всем этим главный святой и основатель Чамулы (как считают сами чамульцы) святой Иоанн Креститель (San Juan Bautista), почитаемый местными жителями выше Иисуса и Девы Марии. Поэтому 24 июня, день св. Иоанна Крестителя — один из самых больших местных праздников.
Индейские жители Чамулы (а других здесь и нет, коммуна очень закрытая) начинают готовиться к празднику за две недели, т. е. уже сегодня! Из сундуков достают праздничные стяги и наряды, чинят их, шьют новые, в святом роднике (Toltotic) стирают одежду статуй святых. За два дня до праздника у мужчин деревни начинается пост, во время которого запрещено употреблять пищу и алкоголь.
Тысячи желающих поучаствовать в празднике съезжаются в Сан Хуан Чамулу уже за несколько дней: мужская половина — чтобы присоединиться к посту в честь Иоанна Кретителя, женская — чтобы помочь местным хозяйкам приготовить традиционные тамалес и говяжий бульон к празднику, которые потом будут раздавать всем участникам церемоний. В эти дни проводят обряды крещения детей, которых в честь главного покровителя называют Хуан или Хуана.
И вот наступает 24 июня, начинается праздник. Все религиозные и административные служащие облачаются в праздничные наряды и совершают торжественный проход от въезда в деревню до главной церкви на центральной площади. В руках они несут флаги с изображением главного покровителя и других святых, а так же скипетр, который согласно легенде был подарен Иоанном Крестителем местным жителям в честь основания данного поселения. Процессия торжественно входит в церковь, большие ворота которой открываются лишь раз в году в этот день, совершают молитву на цоцильском и выпивают порцию местного алкогольного напитка пош (самогона из кукурузы и сахарного тростника), укрепляющего по верованиям индейцев тело и дух. После этого начинается само празднество с концертами, танцами и употреблением поша. Кстати, женщины к участию в церемониальном проходе не допускаются, так как по завету главного святого и старейшин деревни женщинам пить алкоголь не рекомендуется.
Легенда об основании Чамулы
По легенде святой Иоанн вместе со своими братьями и сестрами, святыми Лаврентием (Лоренсо), Петром, Андреем, Павлом, Михаилом, Себастьяном и Катариной, покинули горы, в которых жили, и отправились искать новое место, где бы люди могли заниматься сельским хозяйством, а животные — пастись. После долгих поисков они увидели прекрасное озеро в горах, приблизились к нему, животные начали пить из него и есть траву у берега. Святой Иоанн поднял свой посох, перекрестился трижды в каждую из четырех сторон света и сказал:
— Братья и сестры, я думаю, мы прибыли в то место, где нам суждено построить наш дом, растить наших детей и пасти наших животных.
Но вдруг из ниоткуда появился человек и закричал.
— Кто вы такие? Откуда пришли вы? Я — Вашакмен, это мои владения, и я здесь хозяин!
— Я — Иоанн, — ответил святой. — Я пришел сюда со своими братьями и сестрой в поисках места, где мы могли бы поселиться. Друг Вашакмен, хочу попросить тебя о большой услуге: позволь мне построить дом посреди озера.
— Как ты собираешься построить дом посреди воды? — спросил Вашакмен. — И если я разрешу тебе это, где же жить мне?
— Послушай, друг Вашакмен, — ответил Иоанн, — если позволишь мне жить здесь, я осушу озеро, и ты будешь жить над моим домом.
— Хорошо, — сказал Вашакмен и позволил святому Иоанну и его братьям остаться жить на озере.
Святой Иоанн, как и обещал, осушил озеро, раздвинув горы, но оставил несколько источников для каждого района будущего поселения. Чтобы построить церковь, необходимы были камни, но после многих дней пути все очень устали и не могли поднимать тяжелые глыбы. Тогда св. Иоанн приказал камням превратиться в овец и самим прийти в центр озера. Там он и построил дом для себя и братьев (нынешняя церковь св. Иоанна Крестителя), а для Вашакмена соорудил балкон, который до сих пор виден за колокольней церкви. А поселение назвали Чамула, что в переводе означает «высохшее озеро».
Стоит отметить, что легенда эта появилась уже после прихода испанцев, т. е. не раньше XVI века, поэтому является смесью майяских и астекских легенд, приправленных библейскими сказаниями. В ней несложно проследить аналогию с приходом в этот регион христианства на смену язычества и смешение верований. Прекрасный пример религии современных индейцев.